Храбрые портняжки

Спрос на предметы первой необходимости мало изменяется и в кризис. Но покупательская способность падает, и россияне уже вынуждены сокращать расходы на приобретение одежды. Часть производителей останавливают пошив, но остальные уверены, что с крайними мерами надо подождать.

Запрессованные спросом

По данным опроса независимой исследовательской компании "Башкирова и партнеры", для трети россиян приобретение одежды является серьезной проблемой. Почти 42% респондентов летом должны были отказаться от расходов на эти цели, в то время как в апреле доля таких россиян составляла 33%. Многие покупатели поменяли свои предпочтения. По словам Анны Сироткиной, заместителя генерального директора компании Finn Flare (ведущего производителя одежды, обуви и аксессуаров), за последний сезон выросло потребление более дешевого продукта. "Также продавцы заметили увеличение продаж базовых моделей – во время кризиса покупатель осторожничает и делает свой выбор в пользу классики, актуальной в течение нескольких сезонов", – поясняет эксперт.

На снижение объемов продаж, которое, по прогнозам, продолжится в ближайшее время, многие торговые марки отреагировали сокращением объемов выпуска продукции. "Эта тенденция особенно ярко была заметна в начале года, когда спрос на одежду стал активно падать. Многие фирмы, размещающие заказы на пошив в Китае и других азиатских странах, сокращали ассортимент, приостанавливали производство и увольняли специалистов: дизайнеров, конструкторов", – рассказывает Ирина Базылева руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ".

Оценивая целесообразность сокращения производства, Анна Сироткина замечает, что "если продажи неуклонно падают, и у компании нет перспектив в ближайшее время для дальнейшего роста, то можно пойти на этот шаг, чтобы уменьшить возможные остатки готовой продукции".

Приказано выстоять

Надо заметить, что немало предприятий пошло по радикальному пути, урезав объемы изготавливаемой продукции. Но есть и те, кто настроен устоять перед кризисом. Рассказывая о компаниях, имеющих производство в России, Ирина Базылева замечает, что они практически не сокращали персонал и не уменьшали зарплат. "Увольнения носили оптимизационный характер. Например, до кризиса работодатель нанимал нескольких дизайнеров на разные направления, а теперь оставляет только главного специалиста, плюс, возможно, одного помощника", – говорит эксперт "ЮНИТИ".

"Да, у нас оборудование, взятое в лизинг, мы гасим кредиты. Да, подорожало сырье и фурнитура из-за курса доллара. Но наш товар, так или иначе, сейчас имеет конкурентное преимущество перед импортным, который проигрывает в цене из-за курса валют и выросших таможенных пошлин. Поэтому очень важно сохранить собственное производство, и мы прилагаем все усилия", – комментриует Наира Оганесян, генеральный директор компании "Спартак Бизнес Групп" (изготовление и продажа детской одежды под брендом LusySyzy).

Константин Носов, коммерческий директор компании Fabex jeans (производство джинсовой одежды), тоже уверен, что у российских производителей сегодня появился шанс переиграть своих восточных конкурентов. Как замечает эксперт, "китайцы подкупают тем, что предлагают более дешевый труд и местное сырье. В себестоимости производства пока они выглядят убедительнее. Мы же сырье закупаем, да и средняя заработная плата рабочих у нас на порядок выше. Но если взять весь цикл создания товара, включая упаковку, доставку, "растаможку" и т. д., то мы являемся конкурентоспособнее. Для нас главная проблема сейчас больше психологическая. Потому что имидж российских производителей пока еще не котируется на мировом рынке и даже внутри самой страны". По мнению Константина Носова, уменьшить издержки и стать экономически более привлекательными для российских клиентов можно за счет роста объемов производства. Поэтому в ближайшее время в планах его компании – увеличить выпуск 1250 до 2200 единиц в сутки.

Как шить будем дальше?

Таким образом, на российском рынке сохранился пласт компаний, которые не сокращают производство, при этом они понимают, что, для того чтобы выжить, необходимы качественные изменения. "В период бурного развития акцент скорее делался на скорость реализации проектов и принятых решений. Сейчас другое время, – замечает Анна Сироткина. – Эффективность стоит во главе угла, стоимость денег возросла, цена ошибки тоже". Начать оптимизацию своих бизнес-процессов, по мнению эксперта, стоит с персонала. "Не секрет, что во время дефицита кадров приходилось принимать на работу сотрудников, эффективность которых оставляла желать лучшего", – считает он.

"Сейчас многие работодатели ужесточили требования к профессиональным качествам специалистов, особенно тех, от кого зависит, понравится новая модель покупателю или нет. В первую очередь – это дизайнеры, технологи, – поясняет Ирина Базылева. – Сокращения в тех компаниях, которые не шили в России, высвободили немало специалистов, в том числе с опытом работы с западными предприятиями, которых сейчас с готовностью нанимают российские производственные фирмы".

Константин Носов, говоря о повышении результативности работы предприятия, тоже делает акцент на персонале компании. "Мы наняли для нашей фабрики, которая располагается во Владикавказе, местных молодых специалистов, и процесс пошел. Хочу заметить, что средний возраст работников – 24 года. Директору по производству – 28 лет. Это люди нового поколения, они по-другому заточены на бизнес, на достижение личных результатов и более мотивированы, чем их зрелые коллеги".

Другие важные изменения, необходимые сегодня компаниям, касаются ассортимента. "Мы позиционируемся как детская одежда сегмента luxe, – рассказывает Наира Оганесян. – До последнего времени около 70% всей нашей продукции составляли эксклюзивные наряды, остальные 30% – одежда для новорожденных и casual. Мы проанализировали динамику продаж и сейчас переориентируем ассортимент: 60% займет повседневная одежда и товары для новорожденных, а остальная часть – эксклюзивные наряды. В настоящее время запущена еще линия взрослой одежды, а также компания занимается индивидуальными заказами".

Чтобы поднять продажи, многие производители ищут новые подходы к маркетингу и сбыту продукции. Например, Наира Оганесян рассказывает, что раньше фирма ратовала только за открытие бутика "одной марки". А сейчас в практику активно входят продажи в мультибрендовых магазинах. "Кроме того, если до кризиса мы могли себе позволить хранить остатки и продавать весь товар по регулярной цене, то сейчас проводим в своих магазинах скидочные акции", – говорит эксперт.

Среди других преобразований, о необходимости которых говорит Анна Сироткина, – повышение эффективности структуры компании, оптимизация расходов (отказ от всего, без чего вполне возможно функционировать) и уменьшение стоимости предлагаемых услуг. "Снижение затрат на изготовление продукции – один из главных вопросов, который сегодня на повестке дня почти у всех производственных компаний. Большинство рисков связано с размещением заказов по контрактам на фабриках, которые не принадлежат фирме, то есть являются аутсорсерами. У многих из них финансовая ситуация достаточно сложная. Поэтому необходимо проанализировать все условия платежей, отгрузок, сроков выполнения заказа, чтобы максимально обезопасить свою деятельность. Сейчас это вполне реально. Производители идут на уступки", – говорит Анна Сироткина. Приводя пример, она рассказывает, что минимизация предоплат позволит компании не только огородить себя от возможных рисков, но наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы.

Одной из неразрешенных пока проблем для компаний является сырьевая база. По словам экспертов, она в России остается слабой, и до последнего времени большинство производителей ориентировались на западных поставщиков ткани и фурнитуры.