Телеработа: ставим акценты

Телеработа - процесс в последнее время становящийся всё более заметным. Вполне может быть, что кое кто из читателей, уже довольно давно и активно пользуется этой набирающей обороты, как за границей, так и у нас формой профессиональных взаимоотношений.

Но к большому разочарованию, надо заметить что сам термин "телеработа" часто трактуется неверно. Вообще, между понятием телеработа и разовая работа через интернет есть разница. Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование компьютеров и телекоммуникаций для изменения принятой географии (местоположение сотрудников) работы. Термин "телеработа" ("telework") часто понимается людьми, средствами массовой информации и самими работодателями в значении "телеработа на дому". Но это не совсем точно. Телеработа может иметь множество разнообразнейших форм и характеристик, которые часто варьируются в зависимости от ситуации. Другой термин весьма активно используемый в США - "теледоступ" ("telecommuting") хоть и многие считают просто синонимом "телеработы", более точно характеризует это понятие.

Теледоступ четко очерчивает круг взаимоотношений сотрудника использующего удаленный доступ, с ресурсами реального либо виртуального рабочего места. Рабочее место, переноситься непосредственно из офиса в домашнею среду, обеспечивая вместе с тем, "виртуальное" присутствие на работе. При теледоступе существует вполне реальное взаимодействие сотрудника, работающего дома со своими коллегами которые могут находиться как во вне так и внутри офиса. При этом и сам офис, в том случае если все его сотрудники перебираться из рабочего помещения в домашнею обстановку, может стать виртуальным и быть заменен на единый коммуникационный узел.

Чаще всего под телеработой подразумевают схему линейного и последовательного процесса взаимодействия: работодатель дает некому сотруднику удаленному от офиса определенное задание, тот выполняет его и отправляет в офис, затем возможны некие замечания, после чего отсылается уже скорректированная версия.

Итак, как же это обычно делается. Для начала должна существовать некая фирма, которая заинтересована в том, что бы для создания своей продукции использовать удаленную работу. Такой продукцией могут являться как программное обеспечение, новости и прочие творческие произведения, а также некие специализированные услуги, выполнение которых может быть не связано с определенным местоположением, или вообще требовать что бы работники были разбросаны по разным регионом. Примером последнего может служить социологические исследования, когда сотрудник компании проживая в другом городе передает с помощью интернета текущие результаты в головной офис. В этом случае телеработа является вообще единственным разумным выходом из положения. Глупо командировать работника в какой-нtбудь отдаленный регион, легче подыскать квалифицированного специалиста на месте.

Главенствующим стимулом в России для применения телеработы является уменьшение издержек и как следствие увеличение конкурентоспособности. И если в провинции еще в подавляющем большинстве случаев, из-за низкой зарплаты по сравнению с расходами на телекоммуникационные услуги, выгоднее пригласить работника на полную занятость, то в Москве уже ситуация может выглядеть совершенно противоположно.

Следующим составляющим телеработы является наличие надежных каналов связи между сотрудником и работодателем. Причем если на западе компания может позволить провести выделенную линию связи непосредственно домой к сотруднику, у нас подобных "подарков" никто делать не собирается. Все составляющие "домашнего офиса", как то надежность каналов связи, их пропускная способность, оперативность доступа к ним и прочее, полностью ложатся на плечи самих телеработников. Но не стоит сбрасывать со счетов ответственность и самих нанимателей перед работниками - в случае каких-либо сбоев в телекоммуникационном оборудование и прочих время от времени случающихся напастей вроде очередной плановой поломки у провайдера, должен обязательно существовать резервный способ передачи данных, о котором телеработник должен с самого начала сотрудничества поставлен в известность.

Совсем глупо получается когда фирма планирующая использовать телеработников заводит свой электронный адрес на бесплатном сервере. Если всерьез использовать удаленный труд, то соответственно нужно побеспокоиться и надежности подобного способа взаимодействия. Нелишне будет позаботиться и о конфедициальности передаваемых данных - если может быть конкуренты и дремлют, то хакеры и сотрудники определенных силовых ведомств всегда "на посту".

Последним аспектом в работе на дому, но может быть одним из самых существенных, по крайней мере непосредственно для самих телерабочих, является вопрос оплаты. В этом направление российский интернет уже сделал несколько реальных и действенных шагов предоставив на обозрения весьма разношерстые решения перевода денежных средств. Но если кто-то еще не совсем доверяет данным технологиям, то можно воспользоваться старыми проверенным способом почтового перевода или открытием счета для удаленного работника. Правда существующая налоговая политика и вообще отношение власти к бизнесу, создала ситуацию когда чаще всего используются не вполне легальные способы расчета, что способствует активному продвижению на российский рынок "цифровой наличности".

Примерно таким образом и построены взаимоотношения российских телерабочих и их работодателей. В США и Европе данная ступень давно пройдена, и имеет следующий, пока труднореализуемый в нашей стране, виток развития.

Сама концепция телеработы зародилась после первых нефтяных кризисов в начале 70-х годов. Тогда и появились предложения в целях экономии энергоресурсов использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. Именно тогда и были проведены исследования, наглядно доказавшие эффективность телеработы. Производительность труда и качество работы не снижались, а чаще оказывались и выше, чем при традиционной организации рабочих процессов. На практике были показаны реальные результаты снижение транспортных и энергетических затрат: меньше использовался автомобиль для поездок на работу, экономились затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии. Но именно сейчас с приходом современных глобальных телекомуционных ресурсов (в первую очередь это конечно интернет), с повсеместным внедрение и приобщением большого круга людей к компьютерным технологием и стал возможен столь широкомасштабный переход из настоящих офисов в виртуальные.

Сейчас государство многих развитых стран активно пропагандирует роль теледоступа и телеработы. Существует большое количество разнообразных по форме (от торговых отделений компаний до государственных учреждений) ассоциаций по телеработе. Активное вовлечение новых возможностей телекоммуникаций в экономику, открытие новых рынков и значительные социальные "дивиденды" (например, инвалиды с ограниченной подвижностью могут работать дома, чувствуя себя полезными членами общества) делают теледоступ весьма популярным.

Реальная экономию затрат (на помещение, персонал, и т. д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение времени на путешествия как на работу, так и обратно), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, и к тому же без оплаты сверхурочных - у сотрудника живущего на другой стороне планеты день) - всё это и есть те позитивные качества которые несет с собой телеработа.

А какие же плюсы существуют реально для тех, кто хочет попробовать себя в удаленной работе? Уменьшение расходов как временных (не надо скидываться на подарок начальнику), так и во времени (полчаса до метро или поездка на автомобили в час пик), практически оптимальный баланс между семьей и работой (если только жена не использовала ваше отсутствие на работе не по назначению), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими), гибкий и настраиваемый вами график работы (когда хотите - тогда и работаете).

Можно отметить, что появившаяся возможность реализации с помощью телеработы своих знаний и умений за рубежом таит в себе широкие возможности и может способствовать появлению в России целой группы специалистов специализирующихся на подобной удаленной работе для иностранных компаний. Перспектива жить здесь и получать по западным меркам (или чуть ниже) - может служить хорошим стимулом. Все эти перечисленные открывающиеся возможностях телеработу, будут доступны вам при том, что вам самим придется брать на себя ответственность по некоторым вопросом, и самим же контролировать выполнения некоторых действий. То есть часть обязанностей которые стандартно возлагались на начальника при телеработе переходят в руки сотрудника. Хочешь иметь больше прав и возможностей - расплачиваешься за это дополнительной ответственностью.

Источник: MIAZ POISK Inc.