Редкая работа в сфере "обучение за рубежом"

Из интервью с кандидатом на должность помощника менеджера по обучению за рубежом без опыта работы в данной сфере:

- Предположим, что мы приняли положительное решение и готовы предложить Вам работу. Когда Вы сможете приступить?

- У меня запланированы еще несколько собеседований, поэтому ответить на этот вопрос я смогу только в конце следующей недели.

- Но что, если в течение этого времени мы уже найдем человека, который будет готов приступить к работе немедленно?

- Значит не судьба.

- Судьба – это превосходно, однако мы верим в здравый смысл, - то есть что посеешь, то и пожнешь. Ваша нерешительность не понравится большинству работодателей.

- Значит не стоило отвечать на вопрос честно?

- Вы не правильно меня поняли. Здесь дело не в том, что Вы что-то сказали или не сказали, а в том, что, пройдя все запланированные Вами интервью и взяв в каждом случае тайм аут, Вы можете оказаться в ситуации, когда выбирать вроде бы удобнее, т. к. Вы получили более полную информацию о потенциальных работодателях. Но выбирать будет не из чего – позиции уже закрыты и/или Ваша нерешительность воспринята как существенный недостаток, отсутствие желания работать, что приведет к отрицательному решению по Вашей кандидатуре.

Специалистов в сфере обучения за рубежом, знающих всю технологическую цепочку организационного процесса, визовые процедуры, рынки, образовательные стандарты, делопроизводство и деловой этикет, а также способных эффективно работать в режиме давления времени и вести несколько заказов одновременно весьма не много. Это и понятно: такой профессии ни где не учат, её можно освоить только на рабочем месте, и уходит на это порядка двух-трех лет – как и в любой профессии здесь немало тонкостей, а знания и навыки требуются весьма разноплановые.

Разделение обязанностей (секретарь / менеджер-консультант / визовый менеджер / курьер и т. д.) возможно только в компании, где поток клиентов обеспечивает постоянную загрузку каждому работнику, функции которого узко специализированы. Этот подход используют туристические компании, принципы работы которых основаны на потоке: турпродукт, продажи туров, фингарантии – правда, похоже на супермаркет? Большинство образовательных агентств состоят из 2-5 или немногим более человек (без учета фрилансеров, технических специалистов, бухгалтеров). В такой ситуации узкая специализация повысит риски и сделает компанию менее гибкой с учетом ярко выраженной сезонности, - и даже не в силу снижения нагрузки в низкий сезон, а в силу изменения характера задач, стоящих перед фирмой в то или иное время года. Но, это делает работу в сфере обучения за рубежом по-настоящему разнообразной и интересной, можно многому научиться. Хотя интересно не только одно это. Больше всего радует искренняя благодарность клиентов, которые сами пишут или звонят Вам, чтобы поделиться впечатлениями и поблагодарить за верно порекомендованную программу и хорошую организацию.

Таким образом, специалист вырастает только внутри отрасли, готовый специалист не может прийти извне – ему негде научиться и получить профессию "менеджер по обучению за рубежом" кроме, как на рабочем месте в образовательном агентстве.

Но, образовательные агентства не очень охотно берут новичков: во-первых, учиться долго – требуется несколько лет для того, чтобы из стажера / администратора / секретаря / помощника сделать менеджера в настоящем смысле этого слова, т. е. человека, способного работать самостоятельно и управлять этой работой. Практические навыки невозможно загрузить в мозг, как в компьютер, их нужно сформировать в процессе работы. Да и просто знаний, которые можно элементарно получить путем запоминания и анализа информации требуется немало. В течение порядка двух лет в человека нужно вкладывать время и силы опытных сотрудников, и при этом – платить ему зарплату. Дилемма заключается в том, что с одной стороны, желающих обучать кого-то за свои деньги найдется не много, с другой стороны, человек, выполняющий работу, пусть даже не вполне самостоятельно или полностью не самостоятельно претендует на вполне рыночную зарплату

Проблема квалифицированных кадров в сфере обучения за рубежом действительно существует – большинство образовательных агентств столкнулись с ней. И, несмотря на то, что отрасль стремительно развивается благодаря развитию экономики и общему росту зарплат, на сегодня сложно назвать хотя бы одно по-настоящему крупное образовательное агентство. В основном это небольшие фирмы, в которых работают до десяти человек или отделы по обучению за рубежом более крупных - туристических компаний или языковых школ, где опять работают всего несколько квалифицированных менеджеров. К примеру, количество клиентов одного из крупнейших в России образовательных агентств за 2004 год составило около 2000 человек, при том, что это редкое исключение и большая часть образовательных агентств оказывают услуги гораздо меньшему количеству заказчиков, организуя обучение за рубежом в среднем для 100-300 человек в год. При этом существует множество новичков и агентств с совсем небольшими объемами, отправляющих на учебу за рубежом до 50 студентов в год (данные предоставлены проектом СТАДИ-ЭКСПРЕСС. РУ).

Каким же образом выпускнику вуза, получившему высшее образование, но по совершенно другой специальности найти работу в сфере обучения за рубежом? Во первых, задумайтесь – зачем Вам это нужно. Если у Вас есть востребованная специальность, зачем Вам учиться и получать еще одну? Если Вы уже решили, что учиться стоит, то будьте готовы к тому, что придется учиться с самого начала, постепенно развивая необходимые практические навыки и впитывая информацию о стандартах отрасли. Запаситесь терпением и будьте упорны: за год перед Вами пройдет весь технологический цикл компании, по крайней мере, Вы увидите его составляющие. За второй год, как правило, приобретаются навыки самостоятельной работы, систематизируется и осмысливается опыт. Таким образом, за два года Вы освоите специальность. Что дальше? Какие перспективы?

Проводя интервью с кандидатами, я всегда задаю вопрос о планах на будущее, и о том, какие долгосрочные цели преследует тот, кто хочет работать в проекте СТАДИ-ЭКСПРЕСС. Меня не удивляет то, что большинство кандидатов откровенно сообщают о своем желании сделать в перспективе свое образовательное агентство.

Насколько это сложно? На сколько управление проектом в целом отличает от управления текущей работой? Насколько сложнее создавать новый проект с нуля, по сравнению с управлением уже существующим? Понятно, все эти три уровня требуют совершенно разных навыков, знаний и качеств и предполагают разную степень ответственности.

Для самостоятельного, решительного и ответственного человека собственный проект стал бы возможностью реализовать свои идеи и свое видение, выйти на новый уровень самореализации и, возможно – на новый уровень доходов. Как говориться: плох тот солдат, который не хочет стать генералом При этом важно понимать, что здесь под "стать генералом" подразумевается не "получить высокую зарплату", а "взять на себя ответственность", то есть развить свои качества, приобрести навыки и знания, которые позволят действовать более профессионально и решительно, рационально и верно мыслить и добиваться необходимых результатов. В этом значении "стать генералом" не предполагает создание собственной армии для военного переворота, но будет означать наивысшую степень самореализации в своей профессии.

По-настоящему способный и трудолюбивый менеджер, чья зарплата зависит от результатов, развивая свое направление внутри компании, может зарабатывать неплохие деньги, не вникая в юридические и налоговые тонкости и не забивая себе голову массой других вещей, которыми забита голова руководителя компании. Насколько вероятно развитее внутри компании? Если количество клиентов типичного и одного из крупнейших агентств отличается в 10, а то и в 20 раз, а сама сфере обучения за рубежом достаточно слабо популяризирована и потенциал её роста весьма значителен, реальные перспективы роста теоретически есть у большинства из существующих образовательных агентств, а следовательно и у тех, кто в них трудиться и умеет делать свою работу хорошо.

Основными факторами, сдерживающими развитие отрасли, на мой взгляд является непрофессионализм, который выражается и в несовершенстве законодательства, и в полном его непонимании большинством руководителей (достаточно прочитать договоры, чтобы в этом убедиться) и в том, что агентства по обучению за рубежом часто открываются теми, кто не вполне может делать эту работу – не хватает опыта.

Поэтому, снова возвращаясь к мысли о том, что высоко квалифицированных профессионалов в сфере обучения за рубежом сильно не хватает, я обращаюсь ко всем, кто закончил вуз выбирает сферу, где он хочет работать: приходите, учитесь, осваивайте новую профессию, приобретайте опыт, будьте решительны, но не делайте необдуманных, преждевременных шагов. Хочу, чтобы каждый из Вас стал генералом. Пусть в этом вам поможет здравый смысл и умение рассуждать – ключевой навык, позволяющий правильно определять цели и способы их достижения.

Заметка впервые опубликована на сайте СТАДИ-ЭКСПРЕСС. РУ в 2008 году. Авторские права принадлежат компании ООО Образовательный центр "СТАДИ ФЛАЙТ" и охраняются законом.